Что нужно успеть до тридцати. Рафаэль и «Мадонна с щеглом».

Rafaello Madonna of the Goldfinch

Это не самая первая из его Мадонн. Самую первую он написал то ли шестнадцатилетним на стене собственного дома, то ли, парой лет позже, уже маслом на доске. На момент написания этой ему двадцать три года. В портфольо (неловкий для XVI века термин) почти два десятка похожих сюжетов: от самых первых, строгих, в стиле Перуджино до нежных и игривых а-ля да Винчи. Но вот эта, с щеглом — все же особенная.

Вазари пишет, что «Мадонна с щеглом» была свадебным подарком для Лоренцо Нази, друга Рафаэля и в целом своем виде просуществовала всего около сорока лет — 17 ноября 1548 года дом Нази рухнул вместе с горой, на которой стоял. Сын Лоренцо собрал разбившуюся на семнадцать кусков доску и отдал ее на реставрацию…. кому? неизвестно.

Возможно, это был Ридольфо Гирландайо, сын знаменитого Доменико. Так или иначе, она была собрана на деревянных плашках и гвоздях и оставалась в собственности Нази до XVII века, потом перешла к Медичи, чья коллекция позже превратилась в галерею Уфицци.

В XX веке её несколько раз хотели отреставрировать, но, к большому счастью, решили подождать. Незадолго до нулевых ее начали восстанавливать и это заняло около 10 лет — полное исследование, масса анализов, подбор реставрационных материалов с хроматикой, свойственной краскам Рафаэля. В 2009 году, наконец, закончили, вернув к почти первоначальному виду. У этой картины было всего сорок лет жизни, потом — хромое существование калекой четыре с лишним века подряд, пока не появились технологические возможности. Удивительный случай. Картина — феникс.

Что еще надо знать про нее? Силуэты сделаны в технике «spolvero», когда на доску накладывается уже готовый, перфорированный иглой рисунок и через отверстия прокрашивается, потом доводится до ума. Пейзаж писали без подготовительных набросков, набело (хотя на радиографии заметны небольшие переделки).

По ней видно, что автор знаком с «Мадонной в скалах» да Винчи и радостно заимствует эффектное пирамидальное расположение фигур. Возможно, автор видел даже микеланджеловскую «Мадонну Брюгге» (или же это однокоренные идеи, которые витали тогда в воздухе).

Чтобы прочитать и почувствовать ее правильно, нужен ключ.

Щегол — старый христианский символ, отсылающий к легенде, что щеглы живут в терновнике и во время страстей Христовых одна из птиц пыталась вытащить терний из венца Христа и то ли укололась сама, то ли перепачкалась кровью, но с тех пор носит эти красные отметины. Книга в руках Марии отсылает к предопределенности судьбы Христа, к ее «уже написанности». Подорожник под ногой Марии — символ смирения и терпения (сколько бы его не затаптывали вдоль дорог, он все равно растет).

Просто посмотрите на нее в тишине, хотя бы пол-минуты. Это очень тихая, невыразимо грустная картина. Маленький Иоанн Креститель протягивает Христу его будущую боль, его муку — и младенец со взрослым взглядом совершенно осознанно принимает ее.

Мария знает о грядущих страданиях своего ребенка (вот этого, еще пухлого и нетвердо стоящего на ногах, потом распнут под палящим солнцем, вбивая гвозди в тело). Она знает, что ничего не изменить — и потому так трогательны эти нога на ноге в общем смирении матери и сына. Это вообще единственная их точка соприкосновения — Мария не смотрит на сына и не притрагивается к нему, но, приобнимает Иоанна, словно поддалкивая — а вокруг сплошное солнце и прекрасные пейзажи, от которых становится еще страшней.

Если бы не нежная прелесть фигур и жестов, страх был бы совсем невыносим.

Rafaello Madonna del Cardellino 9 Rafaello Madonna del Cardellino 8 Rafaello Madonna del Cardellino 6 Rafaello Madonna del Cardellino 7 Rafaello Madonna del Cardellino 5 Rafaello Madonna del Cardellino 4 Rafaello Madonna del Cardellino 1 Rafaello Madonna del Cardellino 2

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s