Об угасании и воскрешении.

Canestra_di_frutta_(Caravaggio)

Прежде всего — историческая справка. Место, время, причина написания.

Картинка написана между 1594 и 1599 годом, очевидно — в Риме.
Документально отслеживаема с 1607 года, когда попадает в коллекцию кардинала Борромео, большого любителя натюрмортов, как жанра давно забытого, но снова входящего в моду и при этом утяжеленного метафорой — если рыбы и плоды на росписях в Помпеях, похоже, несут исключительно декоративную функцию, as is, то вернувшийся из забытья натюрморт будет отныне насквозь символичен. Устрицы отсылают к веселому дому, книги — к знанию, а бабочка — к быстротечности жизни и тд (еще через век даже одуванчик уже никто а простоте не изобразит).

«Корзина с фруктами» — из первых, наиболее часто упоминаемых натюрмортов  итальянского Возрождения. В принципе, говоря об уровне новизны, Караваджо тут вполне сравним с если не с Дюшаном, то с Пикассо. Светлый фон без фактуры и драпировки. Практически  — корзина с фруктами выставлена на край рамы  и словно выходит за нее, будто сама поверхность картины — окно в некое, залитое однотонным жемчужным светом пространство.  Подвядающие, траченые насекомыми, фрукты, засыхающие листья.
Жизнь, дошедшая до пика и плавно уходящая к распаду и концу — » жизнь через минуту после расцвета».

Что же в корзине?
Слева направо — айва, два черных инжира, яблоко, груша, персик, два белых инжира, три разных сорта винограда. Если не полениться и сделать таблицу сбора урожая каждого вида (и стараться учесть сортовую разновидность четыре века назад и климат центра- севера Италии), то все они могут оказаться вместе только в период со второй половины августа по сентябрь. Еще одно подтверждение версии о «через минуту после».

Толковать картинку можно двумя разными способами. Первый:  memento mori,  попрыгунья-стрекоза.  Вот подвядший виноград Баха, вот порченое яблоко Венеры. Сморщились и увяли желания, радости и страсти, желтеют листья, поеденные жучком  и скоро все обратится в перегной и червь доест румяный персик.

Второй же способ —  христианская аллюзия на воскрешение.  Страсти отходят и дряхнут, трещина идет по перезревшему инжиру, но среди увядания крупно и плотно лежит айва с каплей росы (ее, наравне с гранатом, часто  на картинках зажимает в кулаке младенец Иисус) и на резном виноградном листе притаилась серая куколка бабочки,  которая неминуемо воскреснет из своего плетеного саркофага.

Реклама

Об угасании и воскрешении.: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s