Откуда пришли бурлаки.

Правда ли, что бурлаков придумал Верещагин, почему не у него их заимствовал Репин и при чем тут Парижский Салон живописи? И, самое главное — кто же первый автор сюжета про бурлаков? Для того, чтобы это понять, стоит сначала залезть в чужую переписку:

«Нo вoт xoд зaмeдлили: cтaнция. Бepeг выcoкий. Двyмя paзвeтвляющимиcя шиpoкими лecтницaми, oбcтaвлeнными тeppaкoтoвыми вaзaми c цвeтaми, к cpeдним плoщaдкaм cпycкaютcя гpyппы нeзeмныx coздaний; cлышeн бeззaбoтный гoвop, ocтpoyмный и poзoвый cмex пepлoвыx зyбoв. Тyт и мyжчины, и мoлoдыe люди — cтyдeнты, и вoeнныe мyндиpы тaк энepгичнo oттeняют цвeтник бeлыx, пaлeвыx и кpacныx зoнтикoв… Hy, пpaвo жe, вce этo бyкeт дивныx живыx цвeтoв; ocoбeннo лeтниe яpкие шиpoкиe дaмcкиe шляпы, гaзoвыe вyaли и цвeты, цвeты…[…] Hy чтo paccyждaть? К coлнцy! К cвeтy! Moя живaя кapтинa былa caмo coлнцe бeз пятeн. Глaз нe oтopвaть oт ee кpacoты и блecкa… — Oднaкo чтo этo тaм движeтcя cюдa? — cпpaшивaю я y Caвицкoгo.Вoт тo тeмнoe, caльнoe кaкoe-тo, кopичнeвoe пятнo, чтo этo пoлзeт нa нaгнe coлнцe? — A! Этo бypлaки бeчeвoй тянyт бapкy; бpaвo, кaкиe типы! Вoт yвидишь. ceйчac пoдoйдyт пoближe, cтoит взглянyть. […] Пpиблизилиcь. О бoжe, зaчeм жe oни тaкиe гpязныe, oбopвaнныe? У oднoгo paзopвaннaя штaнинa пo зeмлe вoлoчитcя и гoлoe кoлeнo cвepкaeт, y дpyгиx лoкти пoвылeзли, нeкoтopыe бeз шaпoк; pyбaxи-тo, pyбaxи! Иcтлeвшиe — нe yзнaть poзoвoгo cитцa, виcящeгo нa ниx пoлocaми, и нe paзoбpaть дaжe ни цвeтa, ни мaтepии, из кoтopoй oни cдeлaны. Вoт лoxмoтья! Bлeгшиe в лямкy гpyди oбтepлиcь дoкpacнa, oгoлилиcь и пoбypeли oт зaгapa .. Лицa yгpюмыe, инoгдa тoлькo cвepкнeт тяжeлый взгляд из-пoд пpяди cбившиxcя виcячиx вoлoc, лицa пoтныe блecтят, и pyбaxи нacквoзь пoтeмнeли… Вoт кoнтpacт c этим чиcтым apoмaтным цвeтникoм гocпoд! Пpиблизившиcь coвceм, этa вьючнaя вaтaгa cтaлa пepeceкaть дopoгy cпycкaющимcя к пapoxoдy… Нeвoзмoжнo вooбpaзить бoлee живoпиcнoй и бoлee тeндeнциoзнoй кapтины! И чтo я вижy! Эти пpoмoзглыe, cтpaшныe чyдищa c кaкoй-тo дoбpoй, дeтcкoй yлыбкoй cмoтpят нa пpaздныx paзpяжeнныx бap и любoвнo oглядывaют иx caмиx и иx нapяды. Вoт пepeceкший лecтницy пepедoвoй бypлaк дaжe пpипoднял бeчeвкy cвoeй зaгopелoй чepнoй pyчищeй, чтoбы пpeлecтныe cильфиды-бapышни мoгли cпopxнyть вниз. — Вoт нeвepoятнaя кapтинa! — кpичy я Caвицкoмy. — Никтo нe пoвeрит! […] Вceгo интepecнee мнe кaзaлcя мoмeнт, кoгдa чеpнaя пoтнaя лaпa пoднялacь нaд бapышнями, и я peшил нeпpeмeннo пиcaть эcкиз этoй cцeны.» 134

Так Илья Ефимович Репин в своей книге «Далекое близкое» описывает (датируя поездку 1869 годом) замысел создания «Бурлаков на Волге» — картины, которая станет известна каждому школьнику и окончательно втащит автора в пантеон русской живописи. Но, кажется, впервые бурлаков придумал писать вовсе не Репин. Теперь я немного повеселюсь с датами, картинками и географией. Следите за руками. Историю с живописанием «поддернем да ухнем» первым в России начинает Василий Верещагин — в 1866 году появляются его наброски к «будущей эпической картине». По общепринятой версии идея с бурлаками возникает так: лето 1866 года Верещагин проводит в дядином имении — селе Любец Череповецкого уезда, которое находилось неподалеку от реки Шексна (приток Волги). Насмотревшись на бурлацкий быт, он решает писать «масштабно задуманную картину, направленную на привлечение общественного внимания к одной из вопиющих социальных язв пореформенной России» Что же видел тем летом Верещагин? Проверить местоположение Любца невозможно — он похоронен на дне Рыбинского водохранилища, что же касается бурлацкого быта — первые пароходики на смену бурлакам приходят в двадцатые годы, а к 1870 году бурлаки на Волге и притоках исчезают практически совсем. То есть, если Верещагин и видел бурлаков, то — последних, исчезающих. Какие уж там вопиющие язвы. Зато (какое совпадение!) буквально годом раньше, с осени 1864 по весну 1865 года Верещагин учится в Париже, при студии ориенталиста Жан-Леон Жерома, находящегося в тот самый момент на пике славы и имевшего за спиной пару скандалов и ежегодные выставки в Парижском Салоне. Неудивительно, что первая же верещагинская картина после Парижа — «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», 1865 год — это совершенный ориентализм и подражание если не Жерому, то уж точно hommage той среде, в которой он и провел около полугода.

Shusha_in_Moharrem

А вот это уже незаконченные верещагинские бурлаки (1866 год), о которых выше 165893983 29541471_Vasiliy_Vereschagin_Burlak_derzhaschiysya_rukami_za_lyamku                 29541489_Vasiliy_Vereschagin_Burlak_derzhaschiysya_rukami_za_lyamku

Почему Верещагин решает обратиться к этому сюжету? Вернемся на пару лет назад во Францию,  в Парижский Салон живописи. В это самое же время  (1865 год)  там выставлялась картина Леона Белли (Léon Belly). По редким каталогам она проходит под названием «Fellaheen hauling a Dahbieh/Fellah halant une Dahbieh» (почему-то с ошибкой в названии типичной египетской лодки dahabieh, если переводить совсем уж брутально — «крестьяне тащат баржу». Полотно было утеряно во время Второй Мировой войны и все, что от него осталось, вы увидите ниже — одна нечеткая ч/б фото и около семи набросков.

5527601816_1eb4cc6bd8_o m065004_0100203x1_p m065004_0100161x1_p 5527010937_746b9b5809

Не совсем уж незнакомые персонажи, не правда ли? Особенно если сделать скидку на то, что это сейчас Белли игнорирует даже гугль — а тогда имя его было погромче да и на глаза он попадался чаще. Ничего общего с Верещагиным, кроме сюжета. Если в этом случае и говорить о влиянии  — то бурлаки могли повлиять только  на Алексея Саврасова, который к 1871 году закончил картинку с теми же самыми бурлаками на Волге. Похожи, не так ли? саврасов   Репин в том же 1970 году тоже делает первую картинку с бурлаками.   И она не похожа на картинки Саврасова и Верещагина, а похожа на  ту самую — Леона Белли. bur2

В варианте репинских «Бурлаков» 1870 года совпадают даже  композиция (берег, вода, корабль) и движения фигур. burlaki     burlaki2

Я не берусь объяснить это осознанным заимстованием,  но или идеи действительно носятся в воздухе, или Репин видел картинки Леона Белли. Да и кроме бурлаков, есть у них все же что то общее в построении пейзажа. 00023sc5 29540463_Repin_Burlaki_na_Volge_187073_ss

А продолжая сюжетную тему — рассадник бурлачества, очевидно, был в Париже. Кроме Белли, который там жил и умер и Репина, приезжавшего туда в 1873-74-75 и 76 гг., к парижскому бурлачеству присоеденились и следующие господа: Signorini,_Telemaco_-_L'alzaia_-_1864Телемах Синьорини (Signorini Telemaco) «L»alzaia» 1864 г. Побывал в Париже в 1861- 62-68 и 70 гг. Или вот : 000222z2Фредерик Артур Бриджман (Frederick Arthur Bridgman)»Вниз по Нилу», 1875 г.

Письмо Репина от 4 мая 1925 г. «Глубокоуважаемый Всеволод Владимирович. Благодарю Вас за сообщения из Москвы, от Поленова п. Да, я уже забывать стал 1873-1876 г. в Париже. Все отвечу Вам по порядку. 1) Бриджеман — Bridgman кажется он подписывается под своими картинами, он все писал восточные сцены в Танжере, потом жил близко от нас и его друг Пирс — эти два американца были нашими хорошими друзьями, они учились в студии Бона. Мы ездили вместе в Лондон большой компанией.»

К слову — Бриджман  тоже очень похоже «пересказывает» сюжет Белли. А дальше бурлаков будет еще больше: Исак Левитан

004370025

Николай Каразин

bur8

Ландо Ландоцци Lando Landozzi bur12

Люсьен Симон Lucien J. Simon 12367_foto_1_03

Френк Брэнгвин Frank Brangwyn bur15

—-

Иногда очень занятно бывает наблюдать за сюжетами картин — как будто они мигрируют из страны в страну, из воображения- в воображение, словно выбирая наилучшего воплотителя. Жаль только, что даже гугль начинает забывать Леона Белли — и что никогда не будет картины с черной потной лапой, приподнимающей над барышнями бечеву.

Реклама

Откуда пришли бурлаки.: 4 комментария

  1. У меня первая ассоциация — с Некрасовым (это вообще ко всем передвижникам относится, особенно к Перову). Вот например:

    В каких-то розовых мечтах
    Я позабылся. Сон и зной
    Уже царили надо мной.
    Но вдруг я стоны услыхал,
    И взор мой на берег упал.
    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой,
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки,
    И был невыносимо дик
    И страшно ясен в тишине
    Их мерный похоронный крик —
    И сердце дрогнуло во мне.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s